В 2012 году в Швейцарии умер сын писателя Владимира Набокова Дмитрий. После его смерти осталось около 300 коробок с фотографиями семьи, книгами из личной библиотеки писателя (в том числе с его пометками), рукописи. Кому они достанутся, до сих пор непонятно.
Международное общество Владимира Набокова, которому сын писателя завещал все эти документы, приняло решение вернуть наследие в дом-музей Набокова в Санкт-Петербурге.
Это должно было стать посмертным возвращением на родину. Спустя столетие после эмиграции Набокова, его вещи и документы, наконец, вернутся домой - туда, где он провел детство.
Но реализация замысла была приостановлена из-за внезапно разгоревшегося спора, который потряс сообщество набоковедов.
В этом споре схлестнулись Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), который курирует дом-музей Набокова, и Международное общество Набокова, в котором состоят ученые, живущие за пределами России, - те, кому единственный сын Набокова Дмитрий завещал свою коллекцию вещей и документов.
По мнению представителей общества, музеем управляют те, кто не разбирается в творчестве и наследии писателя. Они попросили российские власти вывести музей из ведения СПбГУ.
"Наследие Владимира Набокова, сына Санкт-Петербурга, заслужило не меньше того [чтобы музей и весь дом получил статус национального памятника и музея]", - пишут авторы обращения на имя президента России Владимира Путина и министра культуры Владимира Мединского.
Место Набокова в мировой культуре заслуживает федеральной поддержки на уровне той, что получают музеи таких классиков, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Анна Ахматова и другие, говорится в письме Международного общества.
Еще в 1977 году, когда будущий литературовед Александр Долинин посетил здание на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, он знал, что идет по практически священной земле.
Студент Долинин шел туда, чтобы поставить печать на своем дипломе.
Произведения Набокова (в том числе "Лолита", "Бледный огонь", "Пнин") в то время были доступны в России только в форме самиздата.
Долинин прочитал их все и знал, что именно в этом доме на Большой Морской Набоков родился в 1899 году и жил до отъезда семьи из России после революции 1917 года.
"Это был своего рода секрет, но кто-то сказал мне, что это его дом. Конечно, мне было любопытно", - сказал Долинин в интервью Русской службе Би-би-си. Сейчас Александр Долинин - профессор Висконсинского университета в Мадисоне, преподает русскую литературу и является одним из ведущих мировых исследователей творчества Набокова.
"Внутри было очень красиво, там были дубовые панели и мебель. Возможно, часть этих вещей принадлежала Набоковым", - рассказывает он.
В конце 90-х годов Долинин и несколько других поклонников творчества Набокова убедили городские власти сдавать в аренду первый этаж дома, чтобы в итоге превратить его в музей Набокова.
Эти энтузиасты, работая исключительно на частные пожертвования, собирали первые издания произведений Набокова по всему миру, выкупали набоковские коллекции бабочек, письма, заметки, картины, которые писала мать Набокова Елена Ивановна.
Музей быстро стал известным - посетители из России и из других стран совершали своеобразное паломничество в дом, который они знали по автобиографии писателя "Другие берега". Именно на Большой Морской - в единственном доме, которым когда-либо владел Набоков, разыгрывались некоторые из описанных сцен.
В начале 2000-х музеем руководила Татьяна Пономарева. Ее высоко ценят набоковеды всего мира. Каждый год она организует "Набоковские чтения" в Санкт-Петербурге, в которых участвуют специалисты из России и других стран.
Все сотрудники музея были специалистами по творчеству Набокова, их экскурсии по музею были полны красочных подробностей и анекдотов из жизни семьи.
Пономарева расширила коллекцию музея за счет предметов, полученных от родственников писателя, коллекционеров, энтузиастов.
Благодаря многолетнему опыту, регулярным летним школам, Пономарева стала авторитетной фигурой для международного сообщества набоковедов. Для них она была олицетворением набоковского наследия в России. Но в начале июня она покинула свой пост.
Международное общество Владимира Набокова, которому сын писателя завещал все эти документы, приняло решение вернуть наследие в дом-музей Набокова в Санкт-Петербурге.
Это должно было стать посмертным возвращением на родину. Спустя столетие после эмиграции Набокова, его вещи и документы, наконец, вернутся домой - туда, где он провел детство.
Но реализация замысла была приостановлена из-за внезапно разгоревшегося спора, который потряс сообщество набоковедов.
В этом споре схлестнулись Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), который курирует дом-музей Набокова, и Международное общество Набокова, в котором состоят ученые, живущие за пределами России, - те, кому единственный сын Набокова Дмитрий завещал свою коллекцию вещей и документов.
По мнению представителей общества, музеем управляют те, кто не разбирается в творчестве и наследии писателя. Они попросили российские власти вывести музей из ведения СПбГУ.
"Наследие Владимира Набокова, сына Санкт-Петербурга, заслужило не меньше того [чтобы музей и весь дом получил статус национального памятника и музея]", - пишут авторы обращения на имя президента России Владимира Путина и министра культуры Владимира Мединского.
Место Набокова в мировой культуре заслуживает федеральной поддержки на уровне той, что получают музеи таких классиков, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Анна Ахматова и другие, говорится в письме Международного общества.
Еще в 1977 году, когда будущий литературовед Александр Долинин посетил здание на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, он знал, что идет по практически священной земле.
Студент Долинин шел туда, чтобы поставить печать на своем дипломе.
Произведения Набокова (в том числе "Лолита", "Бледный огонь", "Пнин") в то время были доступны в России только в форме самиздата.
Долинин прочитал их все и знал, что именно в этом доме на Большой Морской Набоков родился в 1899 году и жил до отъезда семьи из России после революции 1917 года.
"Это был своего рода секрет, но кто-то сказал мне, что это его дом. Конечно, мне было любопытно", - сказал Долинин в интервью Русской службе Би-би-си. Сейчас Александр Долинин - профессор Висконсинского университета в Мадисоне, преподает русскую литературу и является одним из ведущих мировых исследователей творчества Набокова.
"Внутри было очень красиво, там были дубовые панели и мебель. Возможно, часть этих вещей принадлежала Набоковым", - рассказывает он.
В конце 90-х годов Долинин и несколько других поклонников творчества Набокова убедили городские власти сдавать в аренду первый этаж дома, чтобы в итоге превратить его в музей Набокова.
Эти энтузиасты, работая исключительно на частные пожертвования, собирали первые издания произведений Набокова по всему миру, выкупали набоковские коллекции бабочек, письма, заметки, картины, которые писала мать Набокова Елена Ивановна.
Музей быстро стал известным - посетители из России и из других стран совершали своеобразное паломничество в дом, который они знали по автобиографии писателя "Другие берега". Именно на Большой Морской - в единственном доме, которым когда-либо владел Набоков, разыгрывались некоторые из описанных сцен.
В начале 2000-х музеем руководила Татьяна Пономарева. Ее высоко ценят набоковеды всего мира. Каждый год она организует "Набоковские чтения" в Санкт-Петербурге, в которых участвуют специалисты из России и других стран.
Все сотрудники музея были специалистами по творчеству Набокова, их экскурсии по музею были полны красочных подробностей и анекдотов из жизни семьи.
Пономарева расширила коллекцию музея за счет предметов, полученных от родственников писателя, коллекционеров, энтузиастов.
Благодаря многолетнему опыту, регулярным летним школам, Пономарева стала авторитетной фигурой для международного сообщества набоковедов. Для них она была олицетворением набоковского наследия в России. Но в начале июня она покинула свой пост.
Comments
Post a Comment